Сайт педагога дополнительного образования Чернышовой Н.А.

Эссе "Моя педагогическая философия"

“Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире

что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни

 заиграл перед детьми всеми красками радуги”.

В. А. Сухомлинский

Для чего мы рождаемся на свет? В чём наше предназначение? Наверное, каждый из нас задаёт себе этот вопрос. И порой мы всю жизнь ищем ответ на него. Жизнь сложна и таинственна. Она скрывает от нас наше будущее, нашу профессию, но для каждого из нас наступает минута, когда мы должны выбрать: кем, же мы хотим стать? Но бывает и так, что именно с детства ты уже чувствуешь, кем бы ты хотел стать. Так случилось и со мной.

Когда я была маленьким ребенком, кем я только не мечтала быть – и врачом, и ветеринаром,  потому что мне нравилось «лечить». А еще в детстве я любила играть с куклами и никогда с ними не расставалась. Самым любимым занятием для меня было шить куклам разные наряды, и однажды я решила стать модельером. Затем у меня появилась сестренка, с которой я вела себя как воспитательница. Видимо путь к моей профессии был определен уже тогда.

Как и все малыши, я ходила в детский сад. Мне там очень нравилось. Каждый день я узнавала, что-то новое. До сих пор помню, как звали мою воспитательницу – Нина Петровна Никитенко, да и как мне ее забыть, ведь позже мне посчастливилось работать с ней в одном коллективе, она стала для меня коллегой, наставником. Она научила меня дружить и любить, беречь окружающий мир. Она для меня была старшим другом, а временами и мамой. Я знаю, что мой творческий потенциал увидела и развила именно она. Благодаря ей, я поняла, что жизнь в детском саду – это не просто пребывание ребенка, пока родители на работе, а целый мир, интересный и увлекательный. Вот тогда-то я и решила, что когда вырасту – буду работать в детском садике.

Потом я пошла в школу, и об этой мечте написала в одном из своих первых сочинений. Чуть позже, в классе втором, мы с моими подругами постоянно играли в школу. Я помню, как мы  собирали разные буклеты и делали из них тетради. Мы с удовольствием играли в учителей, проверяли тетради, учили наших кукол (воображаемых учеников) или друг друга (меняясь ролями). В моей семье не было педагогов, но с детства я с уважением относилась к учителям своей школы, мне очень хотелось стать одной из них. И в этот момент у меня появилась новая мечта – стать учительницей.

Чем старше я становилась, тем больше меня тянуло к детям. Так я стала вожатой. Я проводила с детьми начальных классов много времени – мы вместе занимались, играли, готовили разные праздники. А ещё я росла в доме, где было много детей разного возраста. С малышами я всегда водилась – взрослые доверяли мне погулять с их детьми, а со старшими мы устраивали разные концерты для малышей и старушек – показывали им целые спектакли.

Время шло, и вот на пороге окончания школы стал выбор будущей профессии. Сложный выбор. Но меня мучили сомнения, что выбрать детский сад или школа? Я немного колебалась. Может в силу возраста – познавать большее, или воодушевленная примером своих учителей, я выбрала профессию учитель начальных классов. Но вопреки всему, где-то глубоко в сердце стучалась та девочка, которая до сих пор жила в маленькой стране детства и знала правильный выбор. Ей не удалось до меня достучаться, и, окончив школу, я решила поступать в педагогический вуз на факультет начального образования. Я даже не подозревала тогда, что профессия воспитателя станет для меня единственной. Возможно, так сложились обстоятельства в моей жизни – в вуз я не поступила, потому что не добрала баллов. А может судьба решила показать мне правильность моего желания – в этом же году я поступила  в педагогическое училище на факультет дошкольного образования по собеседованию.

Сейчас  я могу с полной уверенностью сказать, что профессию воспитателя выбрала не я сама, а она выбрала меня! К. Д. Ушинский писал: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье непременно отыщет вас». Так и есть. После окончания училища я сразу же устроилась работать воспитателем. Мне удалось вернуться в мир, в котором я жила в детстве. Но теперь проводником по маленькой стране детства стала я. Мне очень захотелось стать для маленьких «человечков» опорой, защитником, сформировать у них лучшие человеческие качества. Каждый день я испытывала желание идти на работу, ведь меня там ждали мои маленькие непоседы и почемучки, озорники – мальчишки и девчонки – хохотушки.

Что детский сад для ребенка? Для ребенка детский сад - это первая ступенька в страну знаний. И как важно, чтобы малыш стал на эту ступеньку, чтобы ему захотелось подняться по ней дальше. В детском саду скучно не бывает: что ни день, то новость, новое открытие. Ни дня без приключений.

Многие представляют труд воспитателя как игру с детьми, веселое времяпрепровождение, и не подозревают, что требуется много кропотливого труда, терпения, чтобы каждый воспитанник вырос настоящим человеком. Каждый ребёнок уникален, каждый из них и талантливый художник, и пытливый наблюдатель. Каждый открыт для красоты и добра, остро реагирует на ложь и несправедливость, и если уж любит – то честно, а если грубит в ответ – то ищи недостаток в себе – не ошибёшься!

На мой взгляд, воспитание настоящего человека трудно представить вне творческого воспитания. Когда-то в далеком детстве я обожала занятия, а затем уроки рисования. Сейчас я вспоминаю их, какие они были интересные и запоминающиеся! Всё это отложилось в памяти на долгие годы благодаря моим педагогам, которые учили нас любить мир искусства! И, наверное, поэтому самое любимое занятие моих воспитанников – изобразительная деятельность, они любят рисовать, лепить, клеить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, именно они гармонизируют детское восприятие. А как гласит восточная мудрость: «Гармония в цвете – гармония в душе – гармония в жизни».

Так интересно наблюдать за детьми во время занятий по рисованию. Все дети индивидуальны, они все видят по-разному, изображают свои работы по-разному. В каждой работе есть смысл, содержание.  Я очень люблю эти работы и дорожу ими. Передо мной детские рисунки. Это огромный мир, наполненный своим светом. Это образы, скрывающие в себе безграничные возможности человеческой фантазии, творческого воображения. Меня всегда поражает цвет и фантазия в детских работах. Нам, взрослым, очень трудно понять, чем руководствуется ребёнок в своём творчестве. Образы, предметы, линии, цвет в рисунках детей живут и разговаривают друг с другом, они плачут, радуются вместе с автором. Смешные человечки, зелёные кошки, цветные дожди, необычные деревья и животные – всё это у взрослого вызывает улыбку, а иногда и непонимание. Но для ребёнка это его жизнь, потому что всё, что делает ребёнок на плоскости листа, он делает с великой любовью, проживая и чувствуя каждый этап своей работы.

Быть воспитателем в современных условиях сложно и ответственно, так как не только необходимо постоянно находиться в творческом поиске, но, и иметь огромное терпение, разумно чередовать обучение, отдых, игры, быть всегда «чуть-чуть» ребенком, уметь учиться у детей их видению мира, их наивности, уметь вместе смеяться, думать, чувствовать!

А сколькими знаниями и умениями должен обладать воспитатель! Ему приходится делать все: шить и рисовать, вязать и заниматься цветоводством, владеть актерским и режиссерским мастерством, петь, танцевать, выступать перед родителями, обладать художественным вкусом, четкой дикцией, знать правила хорошего тона, постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство, заниматься самообразованием. Чем больше воспитатель знает и умеет сам, тем проще, легче и интереснее ему будет общаться с детьми.

А ещё воспитатель должен уметь работать с родителями, чем теснее налажен контакт с родителями, тем лучше работать с детьми, чувствуя поддержку родителей. Очень приятно, когда родители откликаются на просьбы воспитателя, прислушиваются к его рекомендациям, понимают значимость совместного воспитания детей. Ведь только совместными усилиями можно воспитать личность, помочь этому маленькому созданию стать лучше и совершеннее.

Сказать, что работа это каждодневный праздник – трудно, все же мы каждый день имеем дело с разными характерами. Бывает и очень трудно. Иногда просто опускаются руки, но стоит ребенку тебе улыбнуться и все, ты понимаешь, что просто не в силах их предать.

В своей жизни я придерживаюсь принципов: «люби, как будто тебе никто никогда не причинял боль»,  «работай, как будто тебе не надо денег». В работе самым важным для меня является слово «надо».

Надо быть позитивной и проявлять чувство юмора, чтобы дети не видели мир в серых красках.

Надо любить то, чему учишь детей, ибо дети все чувствуют, и, если мне не нравится что-то – детям это тоже не понравится.

Надо иметь энциклопедические знания во всех областях, ведь все детские «почему» всегда неожиданные, а дети ждут моментального ответа.

Надо быть патриотом своей Родины, ведь страна доверяет нам самое дорогое – свое будущее.

Надо, надо, надо…

Случайных людей в этой профессии не бывает. Не приживаются.

Я воспитатель и этим горжусь,

Что вместе с детьми жить на свете учусь…

У гордости за профессию воспитателя есть начало и нет конца. Я горжусь своей профессией, горжусь тем, что мои бывшие воспитанники при встрече со мной улыбаются мне своей особой улыбкой,  по которой я их сразу узнаю, здороваются,  делятся своими новостями и достижениями.

«Как быстро и неминуемо улетело в дальние края время прекрасного непринужденного и беззаботного детства», – часто сетуют взрослые. Для меня же, детство никуда не улетело, оно осталось со мной на долгие годы, потому что я работаю воспитателем в детском саду.  А многократное проживание детства позволяет мне сохранить оптимистический взгляд на жизнь, и жить, как дети, настоящим временем.

Оставить комментарий: